Вернуться на "Полезная информация"

Экспертиза качества автомобильных дорог

Сеть автомобильных дорог – совокупность объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для передвижения автотранспорта в пределах города, региона, страны в целом. Их эксплуатационное состояние должно обеспечивать максимальный уровень безопасности для транспортных средств, водителей и пассажиров в любое время года и суток (ГОСТ Р 50597-2017). В связи с этим, Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ и приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2020 г. № 288 установлена необходимость и порядок оценки соответствия качества и транспортно-эксплуатационных характеристик дорог требованиям государственных стандартов и технических регламентов. Такая работа проводится при приемке каждой автомобильной дороги и далее в сроки, зависящие от ее категории. Плановая проверка качества с оценкой эксплуатационного состояния на объектах I- III категорий проводится ежегодно, для дорог IV- V категорий – раз в три года. Полная, с определением фактического технического состояния объекта, соответственно – не реже одного раза в 5 и в 10 лет. Экспертиза инициируется владельцами автомобильных дорог, соответствующими структурами федеральных и региональных органов власти, решением суда (специализированная экспертиза). Она включает в себя частичное или комплексное обследование параметров автотрассы в границах полосы отвода, включая искусственные сооружения, обстановку и элементы обустройства, относящиеся в дорожной инфраструктуре. Основное требование, предъявляемое к проведению экспертизы – независимость. Учитывая важность результатов, право проведения экспертизы качества автомобильных дорог закон предоставляет специализированным предприятиям, имеющим соответствующую материально-техническую базу, специально подготовленный персонал, лицензию и государственную аккредитацию. В Москве и Московской области услуги по определению и оценке качественных и количественных параметров автомобильных дорог оказывает строительная лаборатория «ТехЛабКонтроль». Предприятие располагает всем необходимым для проведения отдельных видов или полного комплекса исследований, работа выполняется оперативно, недорого, с гарантией достоверности полученных результатов.

Основные цели экспертизы

Цель диагностики автомобильных дорог заключается в своевременном получении полной, объективной информации о фактическом состоянии определенного участка трассы для сравнения с требованиями государственных стандартов и документов технического регулирования в сфере безопасности движения и дорожного хозяйства. В ходе работы производится проверка параметров дорожного полотна на соответствие проекту с учетом материалов исполнительной документации, выявление дефектов и повреждений, оценка транспортно-эксплуатационных характеристик, определение необходимости и объема ремонта или реконструкции. Экспертиза качества автомобильных дорог проводится по предварительно разработанному плану, составленному на основе технического задания заказчика. Она может быть как частной, направленной на оценку отдельных параметров трассы, так и комплексной, оценивающей и состояние дорожного полотна, и весь объект в пределах полосы отвода, включая искусственные сооружения, элементы обустройства и транспортной инфраструктуры. Независимая дорожно-строительная экспертиза – один из эффективных способов контроля объемов выполненных строительных или ремонтных работ. Она позволяет определить соответствие их объема, проверяемых параметров дорожного полотна или строительных материалов условиям проекта или данным, отраженным в исполнительной документации. Таким образом, проведение экспертизы качества автомобильных дорог и прямо, и косвенно решает важнейшие государственные задачи – это обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, определение и оптимизация расходов на содержание и ремонт автомагистралей.  

Последовательность проведения и состав экспертизы качества автомобильных дорог

Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог – сложный технологический процесс, усугубляющийся влиянием климата и рядом непредвиденных нагрузок различного происхождения. Это определяет высокую значимость экспертизы качества и прямое влияние ее результатов на обеспечение безопасности дорожного движения. Экспертное обследование автомобильных дорог ведется последовательно, поэтапно. Объемы и правила ведения работ устанавливают методические рекомендации Федерального Дорожного Агентства «Росавтодор» ОДМ 218.4.039-2018, данный документ включает в экспертизу следующие этапы:

  • подготовительные работы;
  • полевые обследования;
  • камеральная обработка полученной информации;
  • оформление отчетных материалов.

Подготовительные работы –  сбор и анализ имеющихся и относящихся к дороге документов (проект, акты приемки, исполнительная документация, результаты предыдущих обследований и т.д.).Кроме этого, на начальном этапе производится визуальное обследование выбранного участка автомобильной дороги и составляется план дальнейших действий.

Полевые обследования – основной этап экспертизы автомобильной дороги. В состав полевых работ входит:

  • проведение геодезических исследований для определения точных пространственных характеристик участков дороги, расположения искусственных сооружений, элементов обустройства;
  • оценка геометрии дорожного полотна (включая обочины, откосы) с проверкой ширины, продольных и поперечных уклонов, наличия колейности, трещин, выбоин и других дефектов;
  • проверка параметров конструкции дорожной одежды – толщина слоев, степень их уплотнения, вид и качество строительных материалов;
  • измерение сцепных свойств дорожного покрытия;
  • определение состава и интенсивности движения транспортных потоков с оценкой пропускной способности автомобильной дороги;
  • обследование состояния инженерного обустройства трассы (знаки, разметка, ограждения, светофоры, шлагбаумы, состояние искусственных сооружений и т.п.).

Полевые обследования параметров автомобильных дорог проводятся методами, утвержденными соответствующими государственными стандартами (ГОСТ Р 56925–2016, ГОСТ 32825–2014 и др.), с использованием комплекта современных поверенных приборов и оборудования, передвижных дорожных лабораторий. Полученные результаты заносятся в полевой журнал для последующей систематизации и анализа. В качестве дополнения к материалам полевых исследований могут выступать данные фото- и видеосъемки. Допускается использование специализированного программного обеспечения для автоматизации процессов распознавания повреждений и дефектов полотна дороги, параметров движения транспорта и формирования журнала.

Камеральная обработка информации заключается в систематизации и анализе результатов замеров, испытаниях образцов, кернов из дорожной одежды, программной обработке полученных данных. Основные виды лабораторных исследований:

  • определение состава и качества материалов основания и дорожного покрытия с проверкой рецептуры асфальта, технических характеристик песка, щебня (прочность, морозостойкость, водопоглощение, плотность, пористость и др.);
  • определение фактической прочности образцов на сжатие, растяжение, сдвиг;
  • оценка способности асфальтового или бетонного покрытия противостоять появлению и распространению трещин.   

При обработке материалов производится их привязка к конкретному участку дороги и детальное сравнение с условиями проекта и требованиями стандартов. На основании полученных данных производится общая оценка технического состояния автомобильной дороги, определяется необходимость, устанавливаются виды и объемы ремонтно-восстановительных работ.

Оформление результатов экспертизы

По результатам экспертного обследования автомобильной дороги исполнитель готовит письменное технический отчет (заключение), содержащий подробную информацию о проведенных исследованиях с приложением пакета аналитических и графических материалов, отражающих все этапы проведенной работы, полученные результаты, итоговые выводы. В данной документ могут включаться и рекомендации по устранению выявленных недостатков и дальнейшей эксплуатации дороги с перечнем неотложных и перспективных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Экспертное заключение о фактическом состоянии автомобильной дороги может являться доказательной базой при судебных разбирательствах.

Производственный потенциал строительной лаборатории «ТехЛабКонтроль» допускает возможность проведения полного обследования автомобильных дорог любых категорий с анализом их фактического состояния и предоставлением рекомендаций по устранению выявленных недостатков. Работа выполняется по предварительно заключенному договору с фиксированием сроков ее проведения и согласованной цены. Заказать экспертизу качества автодороги можно, оставив заявку в предложенной форме на страницах данного сайта. После ее получения, специалисты предприятия незамедлительно выйдут на связь с Заказчиком для обсуждения условий сотрудничества. Ответы на имеющиеся вопросы можно получить по каналам для связи, указанным в разделе «Контакты».


Читайте также

Подпишитесь и получайте
всегда актуальную информацию